Уязвимость или страх уязвимости, что означает страх близости, интимности, также является фактором, который еще больше вызывает и проецирует конфликт партнеров через невербальный эмоциональный контакт. Уязвимость заставляет партнеров быть чрезмерно чувствительными к реальному или предполагаемому отвержению или критике со стороны другого. Уязвимость способствует развитию и поддержанию ожиданий. Это происходит от недостатка положительных энергий, таких как уважение, привязанность, утверждение. Это внутреннее психологическое состояние приводит к тенденции быть чрезмерно чувствительным к любым признакам отвержения, критики со стороны партнера, поскольку такое поведение стимулирует интенсивные и болезненные чувства, которые сочетаются с недостатком положительных переживаний, таких как пренебрежение, страдание и наличие негативных переживаний, а также чувства стыда, унижения и чувства неполноценности.
Помимо чрезмерной чувствительности, уязвимость также вызвана созданием сознательных и подсознательных завышенных ожиданий, а именно ожиданием того, что партнер всегда и полностью посвятит себя ему и удовлетворит все его потребности.
Эти потребности можно разделить на то, как они выражаются партнерами друг другу через два фундаментальных механизма переноса собственных ощущений на интерпретацию и опыт другого — зеркальную и идеализированную прозрачность. Поскольку оба партнера в первую очередь сосредоточены на сохранении собственной хрупкой самооценки, они часто не способны видеть потребности и желания другого человека. В результате они ведут себя так, что другой человек воспринимает это как угрозу собственному психическому равновесию. Партнер, ожидающий восхищения, часто бывает невнимателен и поэтому пренебрегает другим. Партнер, который ожидает внимания, критичен и тем самым унижает другого.
Такое поведение вызывает у партнера эмоциональную реакцию в виде ярости и печали. Гнев в этом отношении характеризуется крайней враждебностью и яростной потребностью в мести, а также крайним отсутствием способности сопереживать партнеру, который причинил им боль.
Качество этих эмоциональных реакций зависит от характера завышенных ожиданий. Поскольку оба партнера убеждены в собственной правоте, они ожидают друг от друга понимания и принятия. Когда в этой связи возникает фрустрация это вызывает лишь чувство предательства, как будто взаимное соглашение было нарушено. Подобная фрустрация также приводит к гневу и ярости, а также к тревоге или страху перед подавленным негативным самовосприятием. Уязвимая личность находится под постоянной угрозой со стороны подсознательных представлений о себе. Самовосприятие — это представление о себе как о некомпетентном, недостойном и нелюбимом человеке.
Таким образом, человек формирует отношение, которое является ничем иным, как защитой от образов, созданных на основе стыда, поскольку в этом отношении отсутствует зеркальная и идеализированная трансформация.
За этим следует динамика рационального искажения или искажения. Искажаются рациональные и перцептивные способности, а также способности реального переживания себя и другого. Эти конфликты, вызывающие растущую уязвимость и, следовательно, страх перед близостью и интимностью, могут продолжаться годами.
Наконец, столкнувшись с ужасом новой уязвимости, партнеры находят новое психическое пространство и время и направляют туда свою энергию, будь то дети, различные занятия, работа или поиск нового человека для удовлетворения своих потребностей. Таким образом, они становятся все более чужими друг для друга, буквально опасными друг для друга, потому что реагируют друг на друга не более чем на угрожающий объект, открывая старые раны и нанося новые вместо счастливой супружеской близости. Наконец, они эмоционально или фактически разводятся, и таким образом пытаются найти решение своих невыносимых психологических конфликтов.