Слово «мама» — одно из тех слов, которые ребенок произносит, как бы говоря своей матери, что она — первый человек в его жизни, первый, кто с ним разговаривает. Мать понимает больше, чем другие, больше, чем все те, кто любит, кто тоскует и жертвует, потому что она превосходит все. Ведь именно она понимает даже тишину, умеет и ценит ее, понимает и принимает даже самые тихие вибрации сердца и души. Она понимает резкие слова, слова обиды и разочарования, но она также понимает слова, которые ранят и причиняют боль, а иногда даже унижают и позорят. Во всем этом он может понять и, главное, почувствовать, что в сердце ребенка происходит нечто совершенно иное, чем иногда можно выразить словами.
Поэтому она будет еще более внимательно слушать ребенка, который может просто проболтаться о неуместных словах.
Для нее это лишь доказательство того, что ее ребенок, возможно, еще не научился языку, который может освободить его, или что она еще недостаточно близка к нему, чтобы он чувствовал достаточно, чтобы спокойно признаться ей в своей боли, и поэтому она выражает ее так, чтобы пробудить или ранить его, и с намерением, чтобы она действительно могла понять его. Мать, которая слышит, особенно своими понимающими и сострадательными словами, всегда способна достучаться до сердца ребенка, до самых потаенных уголков переживаний.
Эти слова останавливаются там и остаются там, пробуждаясь снова и снова, иногда ободряя, иногда разрывая и раня.
Ребенок может чувствовать себя любимым, нужным, желанным от слов матери, если они являются выражением любви и принадлежности, или он может распознать в словах матери, которые иногда он еще не до конца понимает, жесткий язык отвержения, непонимания, который особенно выделяет ребенка. На этом языке ребенок будет искать и последующих друзей, и особенно интимных партнеров. которые будут отвергать его заново, потому что именно в этих резких словах он будет искать принадлежность и самую глубокую связь, которая будет очень болезненной. Большую часть времени он даже не будет знать, почему все это с ним происходит, как будто он следует за невидимой силой, которая постоянно преследует его и заставляет следовать за ней.
!!!-8-! Он будет переживать всевозможные осложнения и даже настоящие травмы, которые только вернут старые чувства отверженности, как это было когда-то с его родителями.
А еще есть юность, которая во всей своей стремительности и непокорности нуждается в материнской поддержке. Ребенок всегда хочет знать, действительно ли он принят своей матерью, что даже если он иногда поступает неправильно, он всегда с матерью, убежищем и местом безопасности, сострадания и глубочайшего понимания. В любом случае, слова матери о принятии и сочувствии — это самое важное выражение любви к страдающему подростку, самое важное выражение любви, которую подросток больше всего хочет получить от матери, несмотря на кажущееся отвержение, иногда сопротивление и даже резкие и неприятные слова, которые она говорит.
Своей импульсивностью и непокорностью он будет проверять мать, чтобы узнать, действительно ли она всегда рядом, действительно всегда с ним и для него. Это один из последних моментов, когда мать действительно должна выстоять, когда она действительно должна знать, что все эти вызовы со стороны ее ребенка — это крик о помощи, пробуждение самых прекрасных и нежных чувств, которые она должна выразить как в словах, так и в делах. И когда ребенок уходит из дома, первое, чего он хочет, это чтобы мама поддержала его в его уходе, чтобы она могла и умела сопровождать его своей поддержкой, быть рядом с ним и поддерживать его.