«Я думаю начать терапию, но, возможно, антидепрессант будет быстрее и проще. Какой из них мне выбрать?»
Как психиатру, мне приходится работать с обеими сторонами монеты психического здоровья — биологической и психологической. Поскольку психиатрия продолжает взрываться нейробиологическими открытиями, мы все яснее видим, что эти две «стороны» неразрывно связаны.
И это вполне логично. Наши мысли, чувства и действия должны быть основаны на биологическом субстрате, а именно на мозговой королеве и ее рабочих пчелах — спинном мозге и периферической нервной системе.
Это возвращает нас к вопросу, который я часто получаю в своей практике: между терапией и лекарствами, что лучше для лечения депрессии? Исследование помогает прояснить ответ.
Мета-анализ исследований, включая результаты совместной исследовательской программы Национального института психического здоровья по лечению депрессии, показывает, что психотерапия (например, когнитивно-поведенческая терапия, CBT или межличностная психотерапия, IPT) так же эффективна, как и медикаментозное лечение антидепрессантами, даже среди людей с тяжелыми симптомами депрессии. Еще более интересным является то, что сочетание этих двух методов лечения, как правило, приводит к еще лучшим результатам, чем любой из них в отдельности.
Каковы же некоторые факторы, которые могут побудить людей сделать выбор в пользу одного, другого или обоих методов?
Антидепрессанты: Хороши, пока действуют?
Начнем с антидепрессантов. Очевидным преимуществом для некоторых (но не для всех) пациентов является быстрое начало действия. Улучшение настроения и функционирования может наступить уже через 1-2 недели. Антидепрессанты также могут адекватно назначаться врачами первичного звена при некоторых видах неосложненной депрессии, что ведет к появлению широкого спектра возможностей для выбора врача.
Однако лекарства далеко не безотказны, поскольку существуют побочные эффекты, и нередко приходится ждать до 12 недель, чтобы увидеть полную ремиссию симптомов. Это также не является гарантией, поскольку частота ответа на любой антидепрессант составляет около 70 процентов.
Наконец, лекарства, как правило, являются «друзьями на все времена» и наиболее эффективны, когда их принимают. Частота рецидивов депрессии после прекращения приема лекарств значительна: от 50 процентов в течение первого года после первого эпизода до 75 процентов в течение пяти лет, если у пациента было два эпизода. Если у пациента было три или более эпизодов, то обычно рекомендуется поддерживающее или пожизненное лечение антидепрессантами.
Психотерапия: Научить человека ловить рыбу
Теперь давайте рассмотрим психотерапию, включая два наиболее широко изученных метода — когнитивно-поведенческую терапию (КПП) и межличностную терапию (МПТ). Одним из преимуществ является то, что терапевтов, не являющихся докторами медицинских наук, как правило, больше, чем психиатров, поэтому более широкая доступность — это большой плюс.
Однако в случае с CBT и IPT не все терапевты имеют дополнительную подготовку, необходимую для использования этих методов. Вторичная проблема заключается в том, что психотерапия может занять больше времени, чтобы оказать воздействие. Типичный курс CBT/IPT может длиться от 8 до 20 сеансов, а в действительности терапия часто продолжается дольше, поскольку пациенты начинают интегрировать новое психологическое понимание в свою повседневную жизнь.
Еще одним положительным моментом является то, что перестройка нейронных схем в ходе терапии — это долговременное изменение. Пациенты навсегда усвоили новый набор психологических навыков, которыми они могут пользоваться в будущем.
Два лучше, чем один
А как насчет варианта, при котором одновременно используются и терапия, и антидепрессанты? Этот совместный метод, как правило, дает наилучшие клинические результаты, и большинство клиницистов предпочитают его в тех случаях, когда депрессия более тяжелая — например, когда она влияет на способность человека функционировать в повседневной жизни. Практически, антидепрессанты могут действовать как стабилизатор, помогая пациентам занять вертикальное положение, чтобы они могли эффективно участвовать в терапии.
Улучшение совместного результата может быть связано с тем, что у пациентов теперь есть два нейронных пути, по которым они могут добраться до цели. Синергия между нейропсихологической и биологической системами может позволить каждой из них улучшить работу другой, что приведет к более полному и длительному выздоровлению пациентов. Кроме того, если или когда пациенты прекращают прием антидепрессантов, приобретенные навыки терапии продолжают обеспечивать повышенную защиту от рецидива депрессии.