Тревожность у ребенка — способы поддержки

Беспокойство — это часть жизни, нашей и наших детей. Человеку, который ее не испытывает, бывает трудно судить о том, угрожает ли то, с чем он сталкивается, его безопасности. Поэтому, как родители, давайте не избегать тревоги любой ценой, а работать над ее усмирением. Это чувство не должно одолевать нас или дезорганизовывать семейную жизнь..

Родители обычно ищут различные способы, чтобы их ребенок чувствовал себя менее тревожно, меньше боялся и легче переживал каждый день. Это чувство, от которого мы хотим избавиться и защитить от него своих близких. Однако стоит задуматься, возможно ли это вообще и действительно ли мы хотим этого для своего ребенка.

Ножки фигуристок — какими они должны быть, можно посмотреть тут: sportishka.com — самый большой сборник рунета.

Что такое тревога

Это состояние, которое сообщает нам об опасности, а также самая первичная эмоция. Если бы тысячи лет назад люди не испытывали ее, например, перед хищниками, был ли бы у нашего вида шанс выжить? Тревога необходима для нашего выживания. Когда маленькая структура в мозге под названием миндалина, которая действует как сканер, обрабатывает реальность и получает ответ «ДА — это опасно«, тело мобилизуется для борьбы, бегства или заморозки. Тело принимает меры, чтобы защитить нас и сохранить нашу жизнь. Вот почему от тревоги нельзя избавиться. Вместо этого можно попытаться понять ее и приручить. Подавленный страх все равно вернется с удвоенной силой, причем в самый неожиданный момент.

a_lek_support_LR_graf_1.jpg

Управление тревогой

Стратегия Аниты Янечек-Романовской чрезвычайно полезна. Этот психолог, связанный с направлением «Близкое родительство», называет разработанную ею стратегию «NOS»:

N — нормализация и замечание O — укрощение S — стратегии обучения

1. Нормализация — это называние того, что испытывает ребенок, освобождение места для тревоги. Это говорит ребенку, что:

  • Бояться — это нормально, и он имеет на это право.
  • Дети и взрослые боятся самых разных вещей, и это нормально.
  • Да, это тревога, но мы можем с ней справиться.
  • Я помогу тебе справиться с тем, что ты чувствуешь.
  • Я тоже иногда боюсь, но я делаю все, чтобы справиться с этим.

Самое главное — не отрицать то, что испытывает ребенок. Это посылает сигнал, что когда он чувствует то, что чувствует, с ним что-то не в порядке, то есть он не «в порядке». Как родители, мы часто думаем, что, преуменьшая значение ситуаций, мы преуменьшаем и переживания ребенка, когда все совсем наоборот. При нормализации ситуации полезно рассказать ребенку историю из своего детства или настоящего, в которой родитель испытывал тревогу, и дополнить ее комментарием о том, как он с ней справился, например, «Когда мне пришлось выступать перед группой моих коллег и рассказывать о новом проекте, который мы собирались делать, я тоже испугалась, но мне помогло то, что я спокойно вздохнула и немного прогулялась». Нормализация заключается в том, чтобы показать, что тревога естественна и люди просто испытывают ее. Давайте не будем бояться, что, говоря о своих эмоциях, мы заразим ими ребенка. Это совершенно не так. Прежде всего, ребенок слышит, что мама тоже испытывает страх, что это нормально для людей бояться, что существуют разные стратегии борьбы со страхом. Это дает ребенку надежду на то, что он тоже сможет справиться со страхом.

2. Ассимиляция тревоги — это происходит уже на стадии нормализации. Обычно, когда мы говорим о тревоге, мы ассоциируем ее с чем-то неприятным, недружелюбным. Когда дети рисуют свой страх, они часто представляют его как нечто пугающее, придают ему форму монстра. Идея приручения страха заключается в том, чтобы сделать его немного теплее и приятнее. Вы можете дать ему дружелюбное имя, например, «страшилка» или «пугливый кот». Важно спросить ребенка, как он видит этот страх или как он может выглядеть. Мы можем изобразить его вместе с ребенком. Родители рисуют свой страх, ребенок — свой, а затем они разговаривают о нем, например,

  • Что любит этот твой страх, ведь мой, например, любит мандариновый торт.
  • Что помогает ему, ведь мой помогает, когда я иду гулять или когда пью воду.
  • Как ты можешь приручить его, подружиться с ним? Я разговариваю с ним и говорю, что я главный, а не он.

3. Стратегии — то есть, что помогает нам успокоить тревогу, чтобы она не взяла верх. Что может успокоить ее? Что обычно помогает детям

  • Обнимашки.
  • То, что кто-то находится рядом с ними. Само присутствие взрослого, который боится меньше, чем ребенок, успокаивает ребенка.
  • Рассказать об этом, попросить о помощи.

При разработке стратегии сначала спросите ребенка, что, по его мнению, поможет ему справиться с тревогой, и только потом обсуждайте его идеи.

Помните, что высокочувствительные дети часто имеют повышенный уровень тревожности, потому что у них миндалевидное тело более чувствительно, и поэтому их мозг гораздо чаще сканирует реальность, проверяя безопасность. У таких детей многие стимулы будут восприниматься как вызывающие тревогу.

В управлении тревогой у ребенка очень важно отношение взрослого, то есть насколько мы сами являемся людьми с повышенной тревожностью и как мы с ней справляемся. Если это так, то в первую очередь нам нужно позаботиться о себе и своей тревожности. Стоит дать себе мягкость, доброту, обратиться за поддержкой и знаниями. Только во вторую очередь мы можем позаботиться о ребенке. Как говорит Лоуренс Коэн, если родитель хочет позаботиться о тревожном ребенке, ему самому нужно быть немного менее боязливым. Источники:

  • Лоуренс Коэн, «Не бойся бояться», издательство Mamania, Варшава 2015
  • Отдельные записи с вебинара Аниты Янечек-Романовской «Мой ребенок боится»

Маржена Ясиньска Тренер, сертифицированный коуч, семейный консультант. На протяжении многих лет она оказывает поддержку родителям в индивидуальных консультациях и психообразовательных семинарах. В своей работе она опирается на философию Йеспера Юула, принципы «Близкого родительства» и «Согласия без насилия». Она специализируется на нейродидактике и обучении студентов. Эксперт в области личностного развития, коммуникации и переговоров. В своей работе она также затрагивает темы школьной медиации, групповых процессов, управления изменениями в организациях и управления командой. В частной жизни — мать двух взрослых сыновей.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *